Веб-аналитика для интернет-магазинов. Цели и инструменты.

Одним из самых быстроразвивающихся направлений в бизнесе является e-commerce. Новейшие технологии и инструменты позволяют электронной коммерции быть на шаг впереди обыкновенной оффлайн торговли. А помогает ей в этом качественная и оперативная аналитика.
Веб-аналитика - это сбор и анализ статистической информации о посетителях, об их поведении на сайте и интерпретация всех полученных данных. Основной целью применения этих инструментов является повышение посещаемости и конверсии интернет-магазина (процентного соотношения покупатель/посетитель).
Цели веб-аналитики
- Получение необходимой статистики;
- Принятие решений на основе анализа;
- Оптимизация интернет-ресурса и бизнес-процессов;
- Повышение эффективности работы.
Веб-аналитика подскажет: откуда пришел посетитель, на каких площадках стоит размещать рекламу, насколько удобной является структура сайта (юзабилити), и многое другое. Кроме того, на основе полученных сведений можно составить «портрет» потенциального покупателя: возраст, пол, социальное положение, платежеспособность, местоположение, время нахождения в сети, и так далее. Без всех этих данных рекламная кампания может оказаться очень неэффективной и затратной. Хороший бизнесмен просто обязан знать все про своего потенциального клиента.
Точная целевая реклама — это больше, чем половина дела.
Сервисы для сбора статистики
Существует два вида программ для получения информации о пользователе:
1. Внешние программы (Google Analytics, Яндекс.Метрика, OpenStat и Liveinternet);
2. Лог-анализаторы (Webalizer, AWStats).
Наиболее популярной и простыми в обработке в настоящее время являются программы первой категории. Достаточно вставить несколько строчек кода, и владелец магазина получает для анализа интуитивно понятную структурированную информацию в виде графиков, диаграмм или табличных данных.
Со второй категорией сегодня работают намного реже. Лог-анализаторы представляют собой программы, которые устанавливаются на жесткий диск. Сбор сведений ведется с помощью так называемых «лог-файлов». Их расшифровка намного более трудоемкий и менее наглядный процесс. Поэтому, этим инструментом пользуется очень немногие профессионалы.
Бизнесмены рунета обычно начинают свое знакомство со статистикой из Яндекс Метрики. Более продвинутые добавляют к анализу и информацию от Google, благо сервисы отлично дополняют данные друг друга. Не пугайтесь, если в чем-то заметите крупные расхождения. Дело в том, что принципы и правила сбора информации у этих ресурсов подчас немного разные.
Плюсы Яндекс Метрики
1. Интуитивно понятный, простой интерфейс не нуждается в серьезных усилиях для освоения. Здесь обычно все понятно даже новичку;
2. Русскоязычные пользователи все чаще пользуются Яндексом. Поэтому, наиболее качественный анализ можно получить только с его помощью;
3. Инструмент WebVisor позволяет записывать все действия посетителя: от заполнения форм до кликов. Это дает богатую информацию для размышления;
4. Успешная контекстная реклама от Яндекс Директ без Яндекс Метрики просто немыслима. Только с помощью этого инструмента можно получить наиболее точную информацию;
5. Эффективно отслеживаются звонки с как от Яндекс Директа, так и с Яндекс Маркета, что помогает сделать вывод о действенности рекламы на этих площадках;
6. Вы получаете подробнейшую карту ссылок;
7. Анализируются отказы и выручка;
8. Полная картина по демографической статистике целевой аудитории;
9. Сбор данных по мобильным устройствам;
10. Основные функции абсолютно бесплатны. Есть платные дополнения, но и без них вполне можно обойтись, это некритично.
Есть и минусы, куда же без них. Прежде всего, это отсутствие данных по любым другим рекламным сервисам. Многие бизнесмены считают недостатком отсутствие автоматического сегментирования. Бывают и ошибки в статистике. Но если судить по трафику стран СНГ, то Метрика ошибается крайне редко.
Преимущества Google Analytics
1. Практически неисчерпаемые возможности для всестороннего анализа;
2. Широкий охват: аудитория от Гугл не имеет каких-либо границ;
3. Модуль E-commerce от Гугл добавляется на сайт несколькими строчками кода. Мощный инструмент умеет создавать отчеты по ключевым для торговли параметрам: от размера доходности до среднего чека;
4. Подробнейшие выкладки по контекстной рекламе от Google AdWords;
5. Интеграция с другими сервисами контекстной рекламы;
6. Персонализированные отчеты по электронной почте;
7. Анализ конверсии;
8. Отслеживание количества уникальных заказов;
9. Профессиональная аналитика, не имеющая аналогов;
10. Сервис бесплатен. Платный Google Analytics Premium предназначен действительно для монстров торговли. И без него обходится абсолютное большинство мировых коммерческих ресурсов.
К минусам обычно относят отсутствие демографической статистики. Бывают и незначительные ошибки. Хотя считается, что Метрика работает с Россией более стабильно, опытные владельцы сайтов советуют не ограничиваться данными с Яндекса. Оба сервиса прекрасно дополняют друг друга. Если Яндекс — это простота «на лету», то Гугл — универсальный инструмент широкого профиля.
Статистические данные, которые используются в первую очередь для
проведения анализа
1. Конверсия (соотношение количества покупателей к числу посетителей). Это один из самых ключевых параметров, по которому можно определить эффективность продаж. Задача привлечения посетителей конечно очень важна. Но не менее важна отдача. Если пользователь пришел и ушел, ничего не купив, то стоит делать выводы. Представим ситуацию, что сайт-магазин в результате успешной рекламной компании посетили 500 человек в день, но только 10 из них сделали покупки. Коэффициент конверсии по формуле покупатель/посетитель будет равен (10/500)*100% = 2%;
2. Анализ «воронки продаж». Этим термином принято называть пошаговый путь посетителя от первой страницы до корзины. На любом из шагов сделка может сорваться (пользователь вышел из воронки). Выявлять причину явления следует обязательно, если она повторяется из раза в раз. Пример воронки продаж:
a. Потенциальный покупатель посетил главную страницу интернет-магазина;
b. Посмотрел товар;
c. Кликнул на похожий продукт;
d. Сравнил;
e. Изучил способы оплаты;
f. Добавил в корзину;
g. Оформил заказ;
h. Подтвердил свое намерение по телефону;
3. Количество отказов. Следует учитывать, что под этим понятием системы от Яндекса и Гугла принимают немного разные показатели.У Google Analytics это посещение всего лишь одной страницы ресурса. У Яндекс Метрики добавляются в этот список пользователи, пробывшие на сайте менее 15 секунд. Массовые отказы могут быть вызваны множеством причин: от завышенных цен на товар до неправдивой информации в рекламной кампании. В любом случае, это серьезные данные к размышлению;
4. Источники трафика. Следует не только проанализировать источники трафика, но и выяснить, какие из них приносят реальную прибыль, а какие бесполезны. Подумайте, стоит ли давать рекламу на площадки со слабой конверсией;
5. Точки выхода. Страницы интернет-магазина, при посещении которых пользователи чаще всего покидают ресурс, называются точками выхода.
Мониторинг таких данных помогает понять, что за причины мотивируют посетителя уйти;
6. Популярность товаров. Какой именно товар наиболее популярен, может подсказать статистика. Следует выяснить причину популярности и источники трафика. Это, без сомнения, поможет оптимизировать расходы;
7. Затраты на среднестатистического посетителя. Google Analytics позволит подсчитать затраты на привлечение одного пользователя. Корректируйте работы по продвижению в зависимости от прибыльности рекламной кампании;
8. Уникальность пользователей. Посмотрите количество посещений и уникальных пользователей. Если на ресурс заходят одни и те же люди, это
может объяснять причину низкой конверсии;
9. Графики продаж. Сравнивайте количество продаж за определенный период. Если показатель постоянно падает, это повод задуматься;
10. Окупаемость. Важный параметр, который стоит подсчитать, сравнив доходы с расходами. Сделайте соответствующие выводы. Интернет-магазин может позволить работать себе в «минус» только первое время. Когда ресурс никому не известен и вынужден вкладывать деньги в продвижение и рекламу.
Проследив динамику изменения и сравнивая полученные статистические данные, следует разработать стратегию и тактику повышения эффективности торговли. Только постоянно держа руку на пульсе событий, можно добиться существенного увеличения конверсии и оптимизации расходов.