Как эффективно и без усилий организовать склад интернет-магазина

Обычно, бизнес в сети интернет в России начинается с дропшиппинга. Коммерсанты закупают только образцы товаров для проверки. Но если дело пошло, и приносит хороший доход, многим бизнесменам приходит в голову естественная мысль: а что если попробовать вырасти из посредника в настоящий, топовый интернет-магазин?
Плюсов у такой идеи масса:
- Контроль за качеством товаров;
- Оптовые поставки дешевле (растет маржа);
- Больший диапазон регулирования розничной цены;
- Быстрая доставка товаров покупателю;
- Уменьшение количества возвратов.
Как правило, сначала все экономят. И складирование товара начинается с неприспособленных для этого помещений: квартир, гаражей, дач, офисов. Но однажды весь этот беспорядок порядком надоедает. А скрупулезный математический расчет показывает: финансовые и временные потери от такого бардака уже превышают все мыслимые-немыслимые размеры. И бизнесмен решает: нужен настоящий склад.
Что нужно выяснить для эффективного подбора помещения
1. Цена аренды, которую может себе позволить магазин;
2. Расположение склада. Логистика один из ключевых моментов.
Внимательно посчитайте, стоит ли экономить каждую копейку. Склад расположен очень далеко, или к нему затруднен подъезд? Не лучше ли арендовать его дороже, но в более выгодном месте? Железнодорожный вокзал неподалеку будет хорошим плюсом;
3. Оборудование склада. Устраивает ли вас как оборудованы помещения?
Насколько важен для ваших товаров температурный режим? Удовлетворяет ли помещение всем вашим требованиям? Обратите внимание на каждую мелочь: от чистоты до охраны.
Склад и порядок — синонимы
Дальше, бывает, все течет по инерции. Казалось бы, предприниматель арендовал склад и наконец-то все должно наладиться. А не тут-то было! По старой привычке товары не сортируются. Из рук вон плохо поставлен учет. И огромное приспособленное помещение превращается в тот же захламленный гараж, в котором ничего не найти. Только значительно больших размеров. То есть сам бардак становится еще больше.
Начинаются, как правило, претензии к персоналу. Пропал товар! Кто-то ворует? Что происходит? Измотанные нервы у владельца и работников. Финансовые потери. Выговоры, штрафы, увольнение. Но ничего не помогает. Заколдованный круг? Инвентаризация!
И вот они, те маленькие весы немецкой фирмы, что никак не могли найти на прошлой неделе. А вот и электронная игрушка. Детский велосипед — как его-то можно было не заметить? Оказывается, бывает. Стоп. Начинаем раскладывать товары по правилам!
- Лучше избежать этого маленького лирического отступления и сразу подойти к делу со всей серьезностью;
- Недобросовестные работники случаются. Но в большинстве случаев, как показывает статистика и опыт, хорошим оборудованным складом надо еще научиться пользоваться.
Сортировка товаров
Самая первостепенная задача — присваиваем каждому товару артикул. Сортировка может проходить по двум направлениям:
- По артикулу;
- По категориям.
Но это все равно не приводит к быстрому эффективному обслуживанию. Старожилы бизнеса советуют разбивать склад на ячейки и тут же данные по каждой из них заносить в централизованную базу. Если у вас широкий ассортимент, способ подойдет как нельзя лучше. Вы, например, знаете, что артикул №2112, №1156, №3555 и №4441 каждый в количестве N штук находятся в ячейке №6. Теперь и инвентаризацию
провести легче, и поиск по базе не доставит особых хлопот. Естественно, изменения по каждой позиции (или количеству) должны строго заноситься в базу. Этот принцип называется — «адресным хранением».
А как разместить, например, товар, если вы продаете детскую одежду? Делим стеллажи на 4 + 2 части:
- 4 части для сезонов (весна, осень, зима, лето);
- 2 части под хранение аксессуаров (это может быть все что угодно: от шапки, до обуви).
Далее можно еще более упростить задачу поиска нужного изделия:
- Сортировка по размерам;
- Полка каждого сезона — отдельно.
Тонкая настройка базы данных имеет два важных преимущества
1. Отслеживание товара самим интернет-магазином;
2. То же самое, но для клиентов.
Это может потребовать программиста и покупки лицензионной программы. Но при наличии большого количества товаров и огромного ассортимента экономить не стоит. Все зависит от ваших насущных потребностей. Современные склады могут быть оборудованы штрихкодами с радиометками. В этом случае, все еще проще: при считывании сканером штрихкода происходит автоматическое занесение в базу. Этот аппарат является практически мини-компьютером и выдает по любому товару все имеющиеся данные.
Подбор сотрудников
Мы уже упоминали о сотрудниках. Этим часто занимается сам хозяин интернет-магазина. По каким критериям подбирать сотрудников?
Здесь все просто:
1. Физические данные (сила, выносливость);
2. Порядочность;
3. Возраст (18-35 лет).
Если силу-выносливость можно определить как говорят, «на глаз». То второй параметр проверяется полностью только со временем. Но не будьте слишком подозрительны. Это не прибавит рабочему уверенности и может отразиться на скорости и эффективности работ. Загляните в трудовую книжку претендента: часто ли он меняет работу? Может ли его рекомендовать предыдущий работодатель? Ну и на внешний вид стоит обратить внимание. Аккуратность обычно свидетельствует о добросовестности, и наоборот. Сильно ошибаться при выборе работника тоже не стоит.