Плюсы и минусы в России
Дропшиппинг. Торговля одеждой и обувью.

Дропшиппинг как бизнес-модель торговли в интернете является наиболее привлекательной и безопасной системой. Если Вы решили заняться бизнесом онлайн, имея ограниченный бюджет, то альтернатив по большому счету нет. Попробовать зарабатывать подобным образом может фактически каждый желающий. Для реализации такой идеи понадобится ноутбук (компьютер), доступ в интернет и знания пользователя на начальном уровне.
Большинство россиян, особенно молодежь, отвечают этим нехитрым требованиям. Дропшиппинг — это схема торговли, при которой не нужно иметь склад, наемных работников и начальный капитал для выкупа товара. Да и сам онлайн-магазин на первых порах заводить необязательно. Начинающие, как правило, первые свои продажи делают в социальных сетях.
Виртуальный магазин стоит денег. А без определенных знаний и опыта есть большой риск вложения не оправдать. Пользоваться же бесплатными сервисами при построении собственного дела не имеет смысла.
- Бесплатные сайты имеют довольно ограниченные технические возможности;
- Дропшиппинг подразумевает раскрутку в интернете. Любая реклама Вашего интернет-ресурса на бесплатном хостинге будет бессмысленной.
То есть, потратиться все же придется. Конечно, если у Вас есть хотя бы начальные знания программирования, то магазин можно сделать своими руками. Благо движков, на которых ничего не стоит реализовать свои идеи предостаточно. Какую CMS выбрать решать Вам. Будь это OpenCart, Drupal, или любая другая платформа, для новичка особого значения не имеет.
Чем торговать? Одежда и обувь в интернет-торговле
И все же, если не брать во внимание сугубо техническую сторону, самый важный вопрос для новичка другой: «Чем торговать?» Тот, кто начинал с одежды и обуви, как правило, своим предпочтениям не изменяет. В этот сегмент приходят просто делая первые покупки «для себя» или реализуя товары среди родственников и знакомых. Почему именно одежда и обувь?
Аргументов несколько:
- Одежда и обувь — товары популярные во все времена. При любом кризисе их будут покупать, пусть и в гораздо меньшем количестве;
- Цены во многих оффлайн-магазинах сильно завышены. Потребители сегодня делают «примерку» прежде всего на собственный кошелек.
Это логично: есть достаточно свободных средств, или нет, но одеваться нужно всегда. Любой гардероб требует обновления время от времени. Обувь и одежда подлежат износу. Так что на этом рынке высокий спрос обеспечен, что бы не происходило с экономикой.
Анализ специалистов подтверждает этот тренд. По оценкам Insales сегмент «одежда и обувь» занял второе место в рынке интернет-торговли с показателем 14%. Первое место пока что уверенно занимает электроника и бытовая техника (23,4%), хотя и продажи здесь значительно сократились.
Рост продаж обуви и одежды связан не только с экономическими факторами. Если проанализировать рынки стран, где торговля онлайн уже давно традиционный и неотъемлемый атрибут экономики, прослеживаются довольно четкие тенденции. Потребитель стал больше доверять интернет-магазинам и постепенно привык к покупкам, которые необходимо правильно подбирать по размеру и фасону.
Требовательный российский покупатель пока что консервативен: он привык примерять и щупать подобные изделия. Поэтому, продажа очень дорогих брендовых вещей через интернет навряд ли принесет хорошие результаты. Исключение могут составить только дефицитные или узкоспециализированные вещи. Допустим, форма популярной футбольной команды, качественная непромокаемая одежда для яхтинга, или другие нишевые изделия.
Хорошую прибыль и высокую посещаемость дропшипперу принесут конкурентоспособные недорогие изделия. Через посредников реализуют свой товар как крупные ритейлеры, так и нишевые поставщики. Особое место занимают производители, которые пытаются раскрутить новую марку или реализовать остатки на складах.
Даже китайские производители малоизвестных в России компаний в последнее время здорово подтянули качество выпускаемой продукции. «Фабричный Китай» на фоне спада покупательской способности населения уверенно занял свою нишу на российском рынке. Пользуется спросом и так называемая «реплика». Особенно среди молодежи. «Зачем платить в несколько раз больше, если разницу не всегда заметит даже специалист?» — резонно считает российский потребитель.
С отечественными производителями проблема качества возникает вообще крайне редко. Но в торговле одеждой и обувью через интернет много своих минусов и подводных камней, о которых следует знать, прежде чем заняться этим вплотную.
Минусы в реализации одежды и обуви
по системе дропшиппинг
1. Первый и основной минус для новичка в дропшиппинге — конкуренция. В России существует достаточно много онлайн-магазинов, реализующих продукцию высокого качества. Традиционно они пользуются большим доверием среди покупателей. Популярные бренды тратят серьезные деньги на рекламу, чего начинающий бизнесмен позволить себе не может. В таком популярном сегменте, как одежда и обувь, проблема особенно заметна. Продуманная система скидок, акций, широкий ассортимент — все это привлекает клиента, решившего сэкономить на необходимой покупке;
2. Крупные интернет-магазины обычно не экономят на специалистах по маркетингу. Если Вы в этом деле новичок, то тягаться с опытными профессионалами едва ли разумно;
3. Небольшие сайты-посредники, ориентированные на дешевые товары пониже классом вполне могут получать стабильный небольшой доход. Основные Ваши конкуренты — такие же, как и Вы, представители малого бизнеса. Их не стоит недооценивать. Хороший дропшиппер в жестких условиях быстро учится, прогрессирует и накапливает опыт. Борьба за своего клиента здесь ведется на очень высоком уровне;
4. Традиционная проблема для реализации одежды и обуви — отсутствие примерки. Убедить клиента купить такой товар через интернет способен далеко не каждый продавец. Если Вы решили торговать в этой нише — будьте готовы к широким и развернутым консультациям по телефону. Если потенциальный покупатель позвонил — все зависит уже только от Вас. Производители, особенно в недорогом сегменте, размеров придерживаются весьма условно. Опытный продавец, как правило, знает про эти несоответствия. Ваше дело убедить покупателя сделать точные замеры и исходя из этих данных подобрать нужную модель. Определить размер — только половина дела. Стиль и фасон играет немалую роль, особенно когда покупатель женщина. В этом деле способна здорово помочь виртуальная примерочная. Насколько дропшипперу по силам реализовать программно такую функцию на своем сайте? Вопрос риторический;
5. Описание товара должно быть самым подробным. По оценкам западных экспертов, именно недостаточно подробное описание есть причиной большинства возвратов. Если клиент не имеет возможность примерять и пощупать, он должен это сделать виртуально, благодаря описанию. Опытный продавец указывает не только технические данные, например, одежды. Но и всегда подскажет клиенту, насколько целесообразно выбрать именно эту модель. Большинство женщин способны вернуть платье с вердиктом «не идет». Чтобы сократить количество таких конфузов, следует указывать, для какой фигуры предназначено изделие, для какого возраста, цветотипа, и так далее. То есть продавец должен сам разбираться в этом. Иначе избежать убытков не удастся.
Проблемы возвратов, доставки и отмены заказов
Рынок в этом сегменте диктует свои условия. Проблема возвратов товара стоит достаточно остро не только в России. Так, например, в Украине существует закон «О защите прав потребителей», по которому не подошедший товар без следов использования можно вернуть в течение двух недель без особых на то причин, получив назад деньги. В Республике Беларусь действует подобное постановление, но с меньшим сроком (1 неделя). Такие же законы или подзаконные акты есть и в Европе. В России порядок возврата по закону предусматривает обмен. И только в случае отсутствия подобной модели, покупатель имеет право потребовать деньги.
Но такая уступка навряд ли существенно влияет на взаимоотношения магазин — покупатель. Особенно небольшому интернет-ресурсу гораздо проще вернуть деньги, чем жертвовать репутацией. Покупатель привык к качественному сервису, и если процесс возврата (обмена) осложнен или затягивается, о положительном имидже можно забыть. А также о преданных и лояльных клиентах. Но это именно те условия, без которых существование долгосрочного и прибыльного проекта практически невозможно.
Категория «fashion» уверенно занимает первое место по количеству возвратов не только в России. Это общемировая тенденция. Но в связи с большой территорией и проблемами логистики, убытки от этого довольно ощутимы. Невыкуп товара также следует считать одной из серьезных проблем российской дистанционной торговли.
Зачастую доставка по территории России занимает около месяца, что негативно отражается на бизнесе. За это время клиент вполне может забыть о своем заказе. Могут измениться жизненные обстоятельства или финансовое положение. Совсем не исключен вариант, что подобный продукт завезут в ближайший оффлайн-магазин, и клиент просто не станет дожидаться посылки. В виду этого, выбор надежной и быстрой транспортной компании — очень ответственный шаг.
- Согласно исследованиям Data Insight, около 33% торговых интернет-ресурсов в России имеют серьезные убытки от возврата или недоставки товаров;
- 36% ритейлеров ставят проблему качественной службы доставки на первое место;
- 62% крупных компаний признают идею отдать возвраты в аутсорс достаточно привлекательной;
- В больших городах имеет смысл сервис примерки перед покупкой. Практика, при которой курьер привозит заказанную вещь, а с ней еще два варианта (например, на размер больше и на размер меньше) часто себя оправдывает;
- Наличие примерки и отсутствие предоплаты увеличивает риск отмены заказа из-за форс-мажорных обстоятельств;
- Это тот случай, когда время играет против вашего бизнеса. Каждый день доставки по статистике существенно повышает процент невыкупа.
Как решить проблемы? Сложно сказать, насколько богатая европейская практика применима к нашим условиям. Несовершенная и дорогая, долгая доставка серьезно усложняет бизнес. Особенно это сказывается в случаях поставок в отдаленные регионы, или когда Ваш партнер находится за пределами России. Большинство дропшипперов работает на свой страх и риск, надеясь на порядочность поставщиков. Часто такая практика приводит к большим убыткам.
Неплохим выходом из данной ситуации является идея объединения дропшипперов, что называется, под одной крышей. Известный российский сетевой ресурс Dropo пошел по этому пути и не прогадал. Надежные поставщики и собственная доставка, грамотно составленные договоры и юридическая поддержка дают малому бизнесу шанс реализовать свой потенциал в непростых российских условиях.