Принципы выбора CMS для магазина.
Плюсы и минусы существующих решений.

Вы решили начать свой бизнес в интернете? Может быть у Вас уже есть небольшой опыт продаж в социальных сетях, и Вы решили попытать счастья выйти на новый уровень? Тогда эта статья для Вас. Выбор CMS для интернет-магазина не является сложной задачей с многими неизвестными. Популярные движки и их возможности постоянно на слуху у бизнес-сообщества. Для того, чтобы подобрать максимально подходящий вариант, необходимо учесть прежде всего два ключевых фактора:
1. Бюджет. Первая задача — правильно спланировать бюджет. Можно потратить тысячу долларов на первоклассный магазин и дизайн. Но если не останется ни копейки на продвижение, то в таком сайте нет совсем никакого смысла. Торговля без рекламы, как и интернет-магазин без раскрутки не работают. Хотите магазин бесплатно? Существующие конструкторы с таким тарифом, как правило, имеют жесткие ограничения по использованию. Для того, чтобы расширить функционал, придется заплатить. И возможно, ничуть не меньше, чем за готовый продукт. Еще один неплохой вариант — бесплатные движки с открытым кодом. В этом случае, тонкостях работы системы придется разбираться самостоятельно или нанимать специалиста. Существующий сегодня рынок имеет массу предложений на любой вкус и кошелек;
2. Функционал. Следует понимать, какие именно функции движка Вам необходимы. Понятно, что с этим сложно определиться человеку, который ни разу не сталкивался с админкой сайта, не говоря уже о других тонкостях. Здесь можно посоветовать только одно: пробовать самые популярные решения и начинать разбираться. Посмотрите на сайты конкурентов. Изучите наиболее выгодные предложения, подходящие для Вашего бизнеса. Пусть вас не смущает дизайн. У хорошей CMS дизайн меняется элементарно. А вот расширить функционал будет стоить намного дороже. Нередки и случаи, когда это сделать практически невозможно.
Какие бывают системы управления контентом
CMS (система управления контентом) — программа, которая позволяет обычному пользователю, не имеющему глубоких знаний в программировании, управлять сайтом и информацией, размещенной на его страницах. Иногда ее называют «движком», или «админкой» сайта.
Есть ли идеальные CMS? Наверное, нет. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Самые навороченные навряд ли будут нужны новичку. Кроме специальных знаний, они, как правило, имеют технические требования к хостингу, да и адаптация под Ваш бизнес обойдется недешево. С другой стороны, простые и самые дешевые также могут оказаться не лучшим выбором. Поскольку многие задачи придется выполнять вручную. Даже если Вы планируете магазин не более, чем на сотню товарных позиций, такая обыденная рутина, как добавление описания, или группы новых товаров, способна отобрать массу времени и нервов.
Все платные и бесплатные CMS для интернет-магазинов можно условно разделить на три вида:
1. Коробочные решения. Большинство функций таких программ доступны сразу после установки (как говорят, прямо из «коробки»). Это достаточно надежный и простой вариант для начинающих. Программы с открытым исходным кодом всегда востребованы на просторах рунета.
1.1. Плюсы. Популярные платформы имеют массу бесплатных и платных подключаемых модулей, множество шаблонов дизайна, которые можно изменить на свой вкус. В случае необходимости, найти специалиста по распространенным движкам не составляет никакой сложности.Необходимо упомянуть еще один важный плюс: независимость. Вот почему миллионы бизнесменов со всего мира выбирают этот вариант. Вы оплачиваете хостинг. Покупаете доменное имя. Заливаете сайт и работаете. Вы никак не зависите от разработчиков, не должны платить ежемесячных платежей и соблюдать какие-либо ограничения. Если Вы выбрали платную CMS, то купив лицензию, получаете отличную техподдержку;
1.2. Минусы.Основной общий недостаток платных CMS один — стоимость лицензии. Для бесплатных движков — отсутствие постоянной технической поддержки. Первый минус легко нивелируется наймом специалиста соответствующего профиля для решения конкретной проблемы. Бизнесменам, только выходящим на рынок электронной коммерции следует запомнить один очень простой тезис: абсолютно бесплатных движков не существует. На каком-либо этапе все равно придется платить разработчикам или специалистам. Второй минус для платформ с открытым кодом — высокая вероятность взлома. Проблема решается выбором безопасного хостинга, обновлением движка до последней версии, отказом от использования стандартных паролей и заголовков табличных данных, бесплатных nulled плагинов и шаблонов. Безопасность интернет-магазина — тема отдельного разговора. Но чаще всего самой распространенной причиной уязвимости является человеческий фактор;
2. Конструкторы сайтов (SaaS-платформы). Дословный перевод аббревиатуры SaaS объясняет всю суть такого решения: «программное обеспечение как услуга». Фактически Вы не являетесь владельцем собственного сайта, а берёте созданную программу в аренду (у некоторых разработчиков предусмотрен выкуп);
2.1. Плюсы. Создать свой интернет-магазин за несколько минут, особо не вдаваясь в технические подробности позволит конструктор сайтов. Этот вариант намного дешевле покупки лицензии из коробки. Как правило, на первых порах не нужно покупать доменное имя (Вы получаете поддомен по умолчанию). Техническая поддержка и хостинг обеспечиваются провайдером. SaaS-платформы взимают абонентскую плату. Расширение дискового пространства, смена доменного имени, подключение нужных модулей — все это регулируется возможностями текущего тарифа. Заплатив энную сумму в месяц Вы сможете рассчитывать на достаточно широкий выбор инструментов;
2.2. Минусы. Бесплатный конструктор сайта — это миф, который периодически подогревается рекламой. Никто не спорит, создать интернет-магазин бесплатно на SaaS-платформе возможно. Но вот эффективно использовать — нет. Маленькое дисковое пространство не позволит разместить нужное количество товаров. Невозможно не заплатив ни копейки сменить дизайн или редактировать под себя блоки, предоставляемые по умолчанию. На Вашем сайте будет висеть постоянно чья-то назойливая реклама (обычно на самом видном месте). Мало того, доменное имя третьего уровня сделает раскрутку в интернете абсолютно бессмысленной затеей. Для того, чтобы избавиться от всех этих неудобств, придется заплатить. Вы абсолютно зависимы от компании, предоставляющей Вам подобные услуги, и это, по оценкам опытных пользователей, самый большой недостаток;
3. Самописные платформы. Это движки, предлагаемые веб-студиями или программистами на самых разных условиях. Дорогой и не очень подходящий вариант для молодого предпринимателя. Во-первых, нужно четко представлять, что именно нужно для Вашего бизнеса. Во-вторых, необходимо не прогадать с исполнителем. Проявившиеся в процессе работы баги или недоработки проще всего исправляются только самим разработчиком. Поэтому, как правило, необходимо заключать договор о технической поддержке;
3.1. Плюсы. Разработчик учтет все нюансы Вашего бизнеса, подключит любые необходимые модули и сервисы. Эксклюзивный дизайн также не проблема. Взломать самописную CMS намного сложней, чем распространенные стандартные движки. Естественно, если она выполнена на хорошем профессиональном уровне;
3.2. Минусы. Хороший магазин на самописной платформе — довольно дорогое удовольствие. Договор о технической поддержке также будет стоить денег. Нанимать стороннего специалиста от случая к случаю может оказаться делом очень неэффективным.
Функционал, необходимый для современного интернет-магазина
С общими достоинствами и недостатками мы определились. Второй вопрос, над которым необходимо подумать — какие все-таки функции понадобятся для эффективной работы. Общих требований не так уж и много, но если выбранная CMS не отвечает основным из них, владелец в будущем может прийти к целиком логичному решению сменить платформу. Когда финансы позволяют, ничего страшного в этом нет. Но если на учете каждая копейка, это может быть ощутимым ударом по бюджету.
1. SEO-оптимизация. Один из самых основных параметров. Движок должен быть оптимизирован под требования современных поисковых систем. Важнейшее условие для успешного продвижения сайта;
2. Каталог товаров. Современные CMS предусматривают импорт/экспорт изображений и описаний в популярных форматах (XLS, XLSX, XLSM, CSV). Это значит обновление цен из собственного прайса и автоматическая загрузка позиций от поставщика. Очень удобная функция. Вывод категории и ее краткое описание — юзабилити, без которого не обходится ни один современный магазин. Цифровой код товара значительно упростит прием заказов. Поиск по сайту и удобные фильтры — еще один дополнительный плюс;
3. Смена дизайна. Для популярных движков имеется масса интересных шаблонов с возможностью полного выкупа. Загрузка в этом случае также происходит автоматически. Если CMS этого не предусматривает, то для изменения дизайна придется нанимать специалистов;
4. Способы оплаты. Чем больше популярных платежных модулей поддерживает Ваша CMS, тем выше конверсия;
5. Оформление заказа. Автоматический подсчет стоимости корзины с учетом любых скидок и бонусов обязателен. Страница оформления заказа должна быть максимально простой, удобной и не вызывать вопросов. То же касается и формы регистрации пользователей;
6. Данные покупателя. Чтобы эффективно работать с базой клиентов, персональная страница зарегистрированного пользователя должна хранить как минимум следующие данные:
a. ФИО;
b. E-mail;
c. Адрес доставки;
d. Номер телефона;
e. Историю покупок;
7. Интеграция со сторонними системами. Серверы статистики, которые подскажут откуда и по какой ссылке пришел покупатель. Google.Analytics или Яндекс.Метрика помогут в определении самых эффективных рекламных площадок. Интеграция с популярными продуктами от 1С никак не скажется на эффективности продаж, но может оказаться очень полезной;
8. Публикация и рассылка новостей. Периодически обновляемый уникальный контент может не только привлечь покупателя, но и скажется положительно на отношении поисковых систем. Вы сможете публиковать полезные статьи и анонсы акций, а также рассылать их зарегистрированным пользователям в автоматическом режиме;
9. Заказ обратного звонка. Казалось бы мелочь, но если Вы не хотите терять клиентов, эта форма должна присутствовать. Автоматическая отправка SMS после подтверждения заказа покупателем также будет не лишней;
10. Блок с отзывами покупателей. Ни один современный магазин не обходится без этой формы. Покупатель должен иметь право оценить товар и предоставляемый Вами сервис.
Самые используемые CMS в России
1. OpenCart. Один из самых популярных бесплатных движков с открытым кодом. Простое и надежное решение из «коробки» За необходимые модули придется заплатить. Очень надежен и нетребователен к хостингу. 30 тысяч товарных позиций поддерживает без особых проблем. Более 35% магазинов в рунете используют именно эту CMS;
2. WordPress + WooCommerce (WooCommerce Add to Cart, WP eCommerce). Платформа с открытым кодом, предназначенная для ведения блогов и сайтов новостей. Несмотря на это, создать на ее базе интернет-магазин не составляет особой сложности. Более 45000 бесплатных и платных плагинов позволяют подогнать движок практически под любые потребности, не имея в программировании никаких навыков. Отлично подходит для новичков, малого и среднего бизнеса. 24% коммерческих сайтов в России используют это решение;
3. Joomla! + VirtueMart. Вторая после WordPress по популярности система с открытым кодом. Не настолько проста в освоении, но имеет множество других преимуществ. Мощная и безотказная программа. Существует масса приложений, предназначенных для организации торговли в сети интернет. 11% владельцев считают эту CMS наиболее подходящей;
4. InSales. Бесспорный лидер SaaS-платформенных решений. Это признают даже конкуренты. Профессиональная команда постоянно совершенствует продукт. Если бывает идеальный конструктор сайтов для коммерции, то он перед Вами. Единственный и самый ощутимый минус — цена. Конкурирующие производители программного обеспечения имеют тарифные планы с более низкими расценками. Но за качество всегда нужно платить. 4% — доля от общего числа работающих магазинов, но она постоянно растет;
5. PrestaShop. Еще один коробочный продукт с открытым кодом. В отличие от конкурентов, изначально создавался для интернет-торговли. К ощутимым недостаткам стоит отнести отсутствие официальной русскоязычной поддержки и небольшое количество готовых модулей. Для оптимизации, настройки и подгонки под свои нужды придется нанимать специалистов. 4% российских коммерсантов используют движок;
6. Wix. Конструктор сайтов, который предлагает множество решений и шаблонов, вплоть до бесплатного. Хотя таким тарифным планом для ведения торговли пользоваться крайне не рекомендуется, новички вполне могут потренироваться. Для ведения профессионального бизнеса потребуется изменить адрес и купить премиум. Доля от общего числа — те же 4%;
7. osCommerce. Старейшина существующих систем с открытым кодом. Не рекомендуется для новичков. Для освоения требуются знания php. Имеет практически безграничные возможности для создания многофункционального интернет-ресурса. Модули от osCommerce используются практически в каждой CMS с коммерческой специализацией. На сегодня это больше продукт, предназначенный для разработчиков и программистов. Существует множество готовых шаблонов от популярных веб-студий. Если Вы закажете абсолютно уникальный интернет-магазин, есть вероятность, что он будет именно на osCommerce. 3% магазинов в России пользуются данным продуктом.
Данные рунета по использованию CMS во многом отличаются от европейских, общемировых, и даже чем-то от стран СНГ. Значит ли это, что нужно выбирать движок прежде всего руководствуясь статистикой использования?
Сухая статистика во многом отличается от рейтинга популярности, который рассчитывается, как правило, совсем по другим алгоритмам. Не стоит забывать, что переход на другой движок для работающего стабильно интернет-ресурса дело хлопотное. Особенно, для магазинов с широким ассортиментом товаров, наработанным опытом управления и большой базой клиентов.
Какую бы CMS не выбрал молодой предприниматель, надо четко осознавать, что это только инструмент. Чем больше он подходит для Вашего бизнеса, тем удобней его использование. Но даже самая идеальная система и самый тонко отточенный инструмент не будут работать за Вас.
Для организации прибыльного и стабильного дела в сети подходит множество специализированных программных продуктов. Но успех зависит не только от правильного выбора, но и от умения, упорства и желания владельца. От последних перечисленных факторов в наибольшей степени, и в этом нет никакого секрета. Масса новых коммерческих сайтов появляются в рунете ежегодно. И только небольшой процент из них остается в сети через год.