Создание клиентской базы интернет - магазина.

Клиентская база — основа для работы как больших, так и малых интернет-проектов. Если Вы занялись дропшиппингом, то наработка базы постоянных покупателей является одной из самых первостепенных задач. Для этого есть множество алгоритмов и инструментов, каждый из которых обладает как преимуществами, так и недостатками.
Уровень конкуренции в Интернете сегодня чрезвычайно высок. Поскольку дропшиппинг как способ ведения бизнеса доступен практически каждому современному человеку, то порог вхождения очень мал. Реализовывать через Интернет товары или услуги, на первый взгляд, довольно несложно. Но в условиях экономического кризиса и падения покупательской способности населения выигрывает только тот, кто сумеет завоевать доверие клиента и найти свою нишу.
Маркетинговые технологии и уровень специалистов во Всемирной Сети часто на порядок превосходят уровень крупных компаний, ведущих свой бизнес оффлайн. Конкурировать с бизнес-гигантами на их поле кажется делом практически невозможным. Большой задел прочности, налаженные связи и административный ресурс не оставят камня на камне от таких попыток. Но малый бизнес берет другим — глубокими знаниями потребностей своей целевой аудитории, ответственностью, гибкостью реагирования, постоянным поиском новинок и индивидуальным подходом к каждому покупателю.
Какой бы способ наполнения клиентской базы Вы бы не выбрали, следует понимать, что работа в этом направлении — процесс постоянный, требующий самого пристального внимания. Даже после самого успешного старта почивать на лаврах не стоит. Как только Вы перестанете напоминать о себе и радовать своего клиента, он очень быстро может перестать быть Вашим. Только кропотливая работа и понимание потребностей целевой аудитории принесут хорошую конверсию. О наполнении базы новыми клиентами также забывать не стоит. Магазин, который не заботится об этом, рано или поздно, перестает существовать. Грамотное комплексное продвижение на постоянной основе поможет наполнять базу и станет приносить постоянную прибыль.
Наработка базы с нуля
1. Социальные сети. ВК, Одноклассники, Инстаграм, Фейсбук, популярные мессенджеры WhatsApp и Viber вполне могут послужить новичку рекламной площадкой. Это один из самых эффективных способов наработать базу на старте. Если у Вас нет своей группы — создайте её. Наполните интересным контентом, для начала подтянув друзей и знакомых. Рекламируйте товары простым человеческим языком. Не забывайте о «сарафанном радио». Просите покупателей оставлять отзывы на Вашей страничке. Раскрутка группы без вложений дело не быстрое, но если делать это постоянно и настойчиво, то найти своих клиентов вполне реально. Конечно, при наличии востребованного товара и конкурентоспособных цен. Повышайте популярность своей группы, мотивируя друзей к лайкам и репостам. Не оставляйте без внимания заданные Вам вопросы. Дарите скидки на товары за приведенных друзей. Стабильные переходы на интернет-магазин должны принести первые продажи. Подарки, скидки за регистрацию и заполнение анкеты — отличная мотивация. Так Вы оперативно сможете узнать возраст и пол своей ЦА, и в дальнейшем ориентироваться на это, запуская таргетинговую рекламу или пополняя магазин новыми товарами. В социальных сетях можно запустить и платную рекламу с учетом целевой аудитории. Еще один способ пополнить клиентскую базу — договориться о размещении объявлений на страницах популярных в регионе блогеров или известных медийных персон. Безусловно, это стоит определенных денег. Но начинающему дропшипперу стоит привыкнуть к мысли, что бизнес без рекламы не работает. Всегда рассчитывайте свой бюджет, исходя из этого правила. Постоянно повышайте уровень доверия к своей компании. Не спорьте с покупателями. Молодому магазину предпочтительнее где-то уступить, и даже уйти в минус в какой-либо очень проблемной сделке, чем получить публичный скандал и пятно на репутацию;
2. Тематические форумы. Зная свою ЦА, совсем несложно дать рекламу на тематических форумах. Не тратьте время на слабо посещаемые мертвые ресурсы или программы-спамеры. Толку от этого будет совсем немного. Допустим, интернет-магазин торгует косметикой. Женские площадки, посвященные кулинарии, модной одежде, ногтевому сервису, городские живые интернет-ресурсы, форумы мам — Ваша основная цель. Рекламируйте товар ненавязчиво, вступайте в дискуссии с потенциальными покупателями. Сообщайте о скидках и акциях, новых поступлениях брендовых товаров. Мотивируйте клиентов делиться впечатлениями о продукте или даже снимать небольшие непрофессиональные ролики смартфоном. На YouTube очень популярна тема «Распаковка посылки». Видеоконтент, снятый самими пользователями в лояльной и доброжелательной форме — очень действенная реклама. А мотивация к этому обойдется совсем недорого;
3. Доски объявлений. Популярные доски объявлений типа Avito, «Из рук в руки», «Юла», «Купи-продай», Ubu.ru, другие ресурсы общероссийского или регионального масштаба могут помочь значительно повысить конверсию и пополнить базу новыми клиентами;
4. Выставки, конференции, ярмарки. Публичные мероприятия и различные акции оффлайн, собирающие массу народа — отличный способ заявить о себе. Для этого придется прибегнуть к печатно-полиграфической рекламе (визитки, листовки, буклеты). Люди на таких мероприятиях обычно открыты к общению и любую рекламную продукцию воспринимают как необходимый атрибут. Но проблема здесь не вручить буклет, а мотивировать прийти на сайт. Пусть Вас не удивляет, но для большинства потенциальных покупателей перенести адрес интернет-страницы с листовки в браузер может оказаться непосильной задачей. Если Вы не найдете легкий способ найти Вас в сети и вескую причину для этого, большую часть буклетов по окончанию мероприятия можно будет обнаружить в соседней урне. Не тратьте бюджет впустую. Приурочьте к мероприятию какую-либо акцию на популярные товары. Вместе с буклетом можно раздавать пробники, календари или другие недорогие подарки. Основная цель — запомниться потенциальному клиенту и произвести на него самое благоприятное впечатление. На публичных акциях стоит завести полезные деловые знакомства. Найти новых поставщиков (производителей) и договориться о реализации их товаров на выгодных для интернет-магазина условиях;
5. Блог. Опубликовать свой блог в интернете — дело несложное. Намного труднее регулярно наполнять его интересным и неординарным контентом. Если у Вас есть такой талант, то не ленитесь. Популярный блог принесет в клиентскую базу наиболее преданных и лояльных клиентов;
6. Реклама в поисковых системах. Довольно недешевый способ для продвижения молодого сайта, но часто очень необходимый. Старайтесь, чтобы каждая рекламная кампания пополняла базу по максимуму. Сделайте так, чтобы регистрация на сайте была простой и выгодной. Не заставляйте людей заполнять длинные опросники. Многие этого не любят, да и лояльность к сайту приобретается не сразу. Первая реакция людей — недоверие. Если ее удастся заменить на любую другую позитивную эмоцию, то считайте, что клиент Ваш;
7. Холодные звонки. Обычно, к такому способу у большинства людей довольно нелояльное отношение. Заниматься этим должен специалист с опытом или Колл-центр. Презентация должна вестись на высоком профессиональном уровне. Иначе, ничего, кроме негатива, записать в свой актив не получится. То же самое касается и спама электронными письмами.
Пример анкеты при регистрации на сайте
Регистрация должна занимать минимум времени. Не пытайтесь сразу же выудить расширенную информацию. Это может отпугнуть множество потенциальных покупателей.
● ФИО;
● Год рождения;
● Номер телефона;
● Электронная почта
Этого более, чем достаточно. Мотивируйте заполнение формы скидками к дню рождения. Присылайте на праздники открытки с ненавязчивой рекламой акций на популярные товары.
Многие пользователи очень не любят публикацию своей настоящей фамилии в сети. Если Вы хотите получать отзывы в автоматическом режиме, не выводите на всеобщий обзор ФИО своих клиентов. Это очень плохая идея. Можно показать лишь имя комментирующего товар, или предоставить возможность заполнять это поле самостоятельно. Гарантируйте своим клиентам конфиденциальность.
Где хранить клиентскую базу
Сегодня существует множество удобных способов для хранения клиентской базы. Выбирайте на свой вкус. Программы должны отвечать трем основным критериям:
- Надежность. Риск потери (взлома) базы данных нужно свести к минимуму. Относитесь к этому как к самому дорогому сокровищу на свете. Строго ограничьте или вообще запретите доступ к этим данным ненадежным сотрудникам. Наработать обширную клиентскую базу — долгая и кропотливая работа. Но если относиться к делу недостаточно серьезно, потерять ее плоды можно запросто;
- Целостность. Актуальность контактов должна постоянно проверяться. Следите за сохранностью файла БД (баз данных). Делайте резервное копирование. Программные сбои, поломки компьютерного железа, вирусы — ничего из этого не должно быть способно уничтожить важные файлы;
- Структурирование. Удобное структурирование позволяет быстро обновлять информацию и оперативно работать с БД, не тратя лишнее время. Пока база мала, возможно, это не такой уж и серьезный фактор. Но кода там тысячи клиентов, или даже десятки тысяч — неправильное структурирование принесет множество проблем.
Популярные программы для эффективной работы
1. Microsoft Excel. Привычный большинству пользователей интерфейс. При небольшой базе можно начать и с нее. Табличные данные могут хранить как клиентскую базу, так и прайсы, и другую нужную информацию. Не требует особой квалификации, широко распространена.
Основные недостатки:
a. Не рассчитана на многопользовательский доступ;
b. Безопасность вызывает большие опасения;
c. Отсутствует аудит и обработка статистики;
d. БД защищена очень слабо;
2. Microsoft Access. Это также программа из широко известного пакета Microsoft Office. Освоение интерфейса не должно вызвать никаких особых затруднений. Безопасность намного выше, чем у Excel. Современные версии отлично работают в облаке и в многопользовательском режиме. Может быть подключена к SQL-серверу.
Недостатки:
a. Бывают сбои при работе в локальных сетях;
b. Несовместимость версий.
3. CRM-системы . Профессиональный программный продукт, предназначенный для автоматизации управления. Регулировка взаимоотношений с клиентами, планирование продаж, учет сделок, заказов, прогнозы, и многое другое. Широко используется для ведения маркетинговых операций. Интеграция с магазинами и бухгалтерскими программами. Поддержка онлайн. Очень профессиональный инструмент с богатыми возможностями.
Недостатки:
a. Профессиональные CRM-системы платные;
b. Новичку непросто разобраться во множестве разнообразных предложений. Один из первых критериев подбора — интеграция с CMS сайта. Далее необходимо решить, какие именно функции необходимы для ведения Вашего бизнеса. Рекомендуется выбирать программный продукт, исходя из простой формулы «цена — качество».
Создание полноценной клиентской базы магазина — дело достаточно трудоемкое и требует определенного количества времени, знаний и инвестиций. Способов для расширения КБ множество. Выбирайте самый приемлемый и доступный. Результатом Вашей работы станет повышение конверсии и постоянная прибыль.